☆ 5 сентября родился ДЖИРОЛАМО САККЕРИ (1667–1733) — итальянский математик, иезуит, создатель первого наброска неевклидовой геометрии.
Главный труд Саккери — «Евклид, очищенный от всех пятен, или же геометрическая попытка установить самые первые начала всей геометрии», издан в Милане в 1733 году. В нём автор, опередив на столетие творцов неевклидовой геометрии, Лобачевского и Бойяи, доказывает целый ряд теорем этой геометрии.
Идея Саккери состояла в том, чтобы заменить V постулат противоположным утверждением, вывести из новой системы аксиом как можно больше следствий, тем самым построив «ложную геометрию», и найти в этой геометрии противоречия.
При рассмотрении одного из таких утверждений («гипотеза острого угла») Саккери допускает, что оно верно, и, одно за другим, доказывает целый ряд следствий. Сам того не подозревая, он продвигается довольно далеко в построении геометрии Лобачевского. Многие теоремы, доказанные Саккери, выглядят интуитивно неприемлемыми, но он продолжает цепочку теорем. Наконец, Саккери доказывает, что в «ложной геометрии» любые две прямые или пересекаются, или имеют общий перпендикуляр, по обе стороны от которого они удаляются друг от друга, или же удаляются друг от друга с одной стороны и неограниченно сближаются с другой. В этом месте Саккери делает неожиданный вывод: «гипотеза острого угла совершенно ложна, так как противоречит природе прямой линии».
Видимо, Саккери чувствовал необоснованность этого «доказательства», потому продолжил исследование. Он рассматривает эквидистанту — геометрическое место точек плоскости, равноотстоящих от прямой; в отличие от своих предшественников, Саккери понимает, что в рассматриваемом случае это вовсе не прямая. Однако, вычисляя длину её дуги, Саккери допускает вычислительную ошибку и приходит к реальному противоречию, после чего заканчивает исследование и с облегчением заявляет, что он «вырвал эту зловредную гипотезу с корнем».
К сожалению, пионерская работа Саккери, изданная посмертно, не обратила на себя того внимания математиков, которого заслуживала, и только спустя 150 лет, в 1889 году, его соотечественник Бельтрами обнаружил этот забытый труд и оценил его историческое значение.